Верхо́вный Сове́т (ВС), 1) в 1936-88 высший орган государственной власти СССР; избирался населением на 4 года, с 1977 - на 5 лет. ВС СССР избирал Президиум ВС СССР. 2) С 1989 - постоянно действовавший законодательный и контрольный орган государственной власти СССР, избиравшийся Съездом народных депутатов СССР в составе Совета Союза и Совета Национальностей. 3) В Российской Федерации до 1990 высший орган государственной власти республики; затем (до сентября 1993) орган Съезда народных депутатов, постоянно действовавший законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти, состоявший из 2 палат: Совета Республики и Совета Национальностей.
* * *
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ - ВЕРХО́ВНЫЙ СОВЕ́Т - название высшего органа государственной власти (см. ВЛАСТЬ) СССР и Российской Федерации в 1936-1993 годах. Официально Верховный Совет СССР принимал решения по важнейшим вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, определял основные направления внешней политики, осуществлял высший контроль за деятельностью государственного аппарата. Конституция СССР относила к ведению Верховного Совета СССР принятие в состав СССР новых республик, утверждение изменений границ между союзными республиками, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик.
Верховный Совет избирался населением путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Депутатом Верховного Совета СССР мог быть избран гражданин СССР, пользующийся избирательным правом, достигший 23 лет. Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат на 300 тысяч населения. В Совет Национальностей входили по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа. Обе палаты в равной мере обладали правом законодательной инициативы, сессии палат начинались и заканчивались одновременно. В случае разногласий между палатами вопрос должен был рассматриваться согласительной комиссией, образуемой на паритетных началах.
Верховному Совету СССР принадлежало исключительное право принятия законов СССР. Законодательная деятельность Верховного Совета СССР осуществлялась в двух формах: непосредственно принятием законов и утверждением изданных в период между сессиями указов Президиума Верховного Совета СССР, вносящих изменение в законодательство. Голосование законов проводилось раздельно по палатам. Закон считался утвержденным, если за его принятие в каждой из палат было подано простое большинство голосов. Для внесения изменения в Конституцию требовалось квалифицированное большинство в две трети голосов в каждой палате.
По Конституции СССР Верховный Совет СССР располагал правом избрания Президиума Верховного Совета СССР, образования правительства СССР - Совета Министров СССР, избрания Верховного суда СССР, назначения Генерального прокурора СССР. Эти органы считались ответственными и подотчетными перед Верховным Советом СССР. На сессиях Верховного Совета СССР заслушивались доклады Президиума Верховного Совета СССР об указах, изданных в период между сессиями, доклады Совета Министров СССР. Контроль над деятельностью правительства мог осуществляться посредством запросов депутатов к правительству СССР или отдельным его членам, через постоянные комиссии палат. Верховный Совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.
Президиум Верховного Совета СССР не реже двух раз в год созывал сессии Верховного Совета СССР. По своему усмотрению или по требованию одной из союзных республик Президиум Верховного Совета СССР мог созвать внеочередную (чрезвычайную) сессию Верховного Совета СССР. На первой сессии каждого нового созыва Верховный Совет СССР избирал из числа депутатов Президиум Верховного Совета СССР, а каждая палата - председателя и четырех его заместителей для руководства заседаниями палаты. Постоянные комиссии Верховного Совета СССР играли роль вспомогательных органов. Каждая палата образовывала по 10 постоянных комиссий: Мандатную комиссию, Комиссию законодательных предположений, Планово-бюджетную комиссию, Комиссию по иностранным делам, Комиссию по делам молодежи, а также ряд отраслевых комиссий - по отраслям или группам отраслей государственного управления. В союзных и автономных республиках высшими органами государственной власти являлись однопалатные Верховные Советы, избираемые населением республики по норме представительства, установленной конституциями республик.
С 1988 года Верховный Совет СССР являлся постоянно действующим органом Съезда народных депутатов СССР и входивших в его состав союзных республик. В РСФСР и Российской Федерации до 1993 годах Верховный Совет был органом Съезда народных депутатов, а также постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти. В 1990-1993 годах Верховный совет Российской Федерации состоял из 252 депутатов двух равноправных и равночисленных палат - Совета Республики и Совета Национальностей. Двухпалатность Верховного Совета носила номинальный характер, основные решения принимались на одновременно проводимых заседаниях, палаты имели много общих, совместных органов и должностных лиц. После 1993 года Верховный Совет сохранился в качестве собственного названия законодательных органов ряда республик-субъектов Российской Федерации.